Мистика «Крика» Э.Мунка

«Крик» Э.Мунк

 

Фильм «Крик», пожалуй, смотрели все. Но мало кто знает, что знаменитая маска на лице убийц была взята в качестве прототипа из картины «Крик» художника Эдварда Мунка. Автор писал ее с 1893 по 1910 гг. 4 версии полотна, выполненных разными техниками. На всех картинах изображена фигура человека, кричащая в отчаянии, на фоне неба кроваво-красного цвета, с видом на Осло-Фьорд с холма Экеберг, в Норвегии.

Картина относится к жанру экспрессионизма, служит прелюдией к искусству 20 века, содержащая характерные для модернизма темы отчаяния, одиночества и отчуждения. По мнению искусствоведов, холст стал пророческим, предрекшим ХХ веку мировые войны, экологические катастрофы, революции. Сам же автор отрицает возможность их преодоления. Это и есть смысл «Крика».

Эдвард Мунк в дневнике описал источник своего вдохновения: «Однажды вечером я прогуливался с друзьями, неожиданно небо обрело кроваво-красный цвет, упершись о забор, я смотрел на языки пламени и кровь над синевато-черным Осло-Фьордом, слыша крик, пронзающий природу». Не исключается версия, что картина «Крик» - это плод депрессивного психоза, которым Мунк страдал на протяжении многих лет. Художник часто воспроизводил «Крик», пытаясь от него избавиться.

Культурологи и литераторы высказывают разные версии создания данного загадочного произведения искусства. Одни считают, что, возможно, Мунк видел перуанскую мумию на выставке в Париже, потому что Поль Гоген был поражен этой мумией, скрюченной в позе эмбриона, особенно прижатыми к щекам руками, и которая послужила прообразом на картине «Человеческое горе». Конечно, оба художника по-разному написали главных героев в своих полотнах, но что-то общее у них есть.

Холст Эдварда Мунка «Крик» является самым дорогим произведением искусства. На аукционе картина, выполненная пастелью, была продана почти за 120 млн долларов. Ранее она хранилась в частной коллекции сына миллиардера Томаса Олсена, которому Мунк сам продал еще в конце 19 века, когда к власти Германии пришел Гитлер. Работы Мунка были признаны «дегенеративными» и должны были быть уничтожены. Олсен, выкупив, таким образом спас картины, и они сохранились до наших дней. 3 другие версии полотна несколько раз похищались, но всегда возвращались в музей.

Бытует мнение, что картины прокляты. Десятки людей, пристально изучавшие полотно, резко заболевали, впадали в депрессию, либо внезапно умирали. Однажды работник музея случайно уронил холст, после чего он из-за страшных непрекращающихся головных болей, покончил с собой. «Крик» у посетителей музея оставляет двоякие впечатления. Кто-то смотрит с опаской, или вообще проходит мимо, боясь мистики, кто-то же видит в этом истинный смысл и талант автора.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.