Возвращение Фрагонара в Па­риж

Мадам Фрагонар

Осенью 1761 года Фрагонар возвратился в Па­риж. Он встретил на родине много нового. Ширилась борьба третьего сословия против анти­народной политики разлагающегося феодально-аб­солютистского режима. В записках современников появлялись мысли о возможности революции. Париж был наводнен политическими памфлетами, направ­ленными против абсолютизма. Передовые люди страны — просветители, объединившиеся в 50-е годы вокруг своей «боевой башни» — Энциклопе­дии, — смело выдвигали идеалы свободы и равен­ства. Это движение меняло облик Франции, при­ближая ее к антифеодальной революции. Чаще слышалось слово «гражданин», входило в обиход слово «энергия».

Все это определяло новые пути и новые осо­бенности художественной жизни.

Первые жанровые произведения Грёза прослав­ляли добродетели третьего сословия. Искусство Буше стало сюжетом обвинительных речей Дидро против упадочной и аморальной дворянской куль­туры. Мысль об истинной свободе чувств была органически связана со стремлением раскрыть в простом человеке добрые качества и красоту души.

Новые художественные принципы сентимента­лизма восторжествовали с «Новой Элоизой» Руссо. Призыв Руссо освободить человека от скверны порочной «цивилизации» и вернуть его к «естест­венному состоянию» был гневным осуждением господствующего общественного порядка.

Однако дряхлеющий абсолютизм стремился к самосохранению. Это проявлялось и в области искусства. Вот почему наряду с рафинированностью и эротизмом живописи позднего рококо в при­дворном искусстве складывались новые черты. Королевские чиновники постепенно, но настойчиво усиливали регламентацию сюжетов, требовали сла­вить мнимую добродетель монархов и вельмож.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв