Вклад Фрагонара в развитие пейзажа

Едва ли не самый значительный и полновесный вклад Фрагонар внес в развитие пейзажа.

В начале века лирические образы природы соз­давал Ватто. И все же до Фрагонара во француз­ском пейзажном искусстве преобладали либо отвлеченные классические традиции, либо далекий от натуры декоративизм рококо. Углубление интереса к реальной природе в середине XVIII столетия было связано с самим духом просветительского мировоззрения, которое в противовес людским отношениям  извращенным господствующей общественной системой, утверждало красоту и нравственное достоинство естественной жизни человека в гармонии с природой.

Поэтому реалистический пейзаж Фрагонара имеет столь яркие аналогии в просветительской литературе. Вот описание загородной прогулки Руссо: "Сады, поднимавшиеся уступами, окаймляли дорогу на противоположном берегу. День был очень жаркий, вечер упоительный; роса увлажняла поблекшую траву; все кругом было тихо и спокой­но, ни малейшего ветерка; в воздухе чувствовалась приятная прохлада... Я шел в каком-то экстазе, отдавшись всем сердцем, всеми чувствами очарованию окружающего, и лишь отчасти жалел о том, что наслаждаюсь в одиночестве" ( Ж.-Ж. Руссо,   Исповедь. Прогулки  одинокого мечтателя ).

Очень близок к изображению природы у Фра­гонара тонкий пейзажный этюд Дидро (в „Опыте о живописи"):

"Когда нам случается гулять в Тюильри, в Булонском лесу или в уединенном уголке Елисейских полей под старыми деревьями, чудом уцелевшими,  — ибо все остальные принесены в жертву партеру и виду, открывающемуся на Отель де Помпадур, — на склоне прекрасного дня, когда косые лучи солнца падают сквозь густые кроны дерев, склоненные ветви которых задерживают, отражают, дробят, преломляют их, испещряют ими стволы, землю, листву, и ложатся вокруг нас бесконечным разнообразием густых теней, теней менее густых, теней темных, менее темных, освещенных, более освещенных, сверкающих — переходы от тьмы к тени, от тени к свету, от света к сиянию тогда так нежны, так трогательны, так чудесны, что какая-нибудь ветвь, какой-нибудь листок приковывают к себе наш взор, и самая оживленная беседа замирает сама собой" ( Д. Дидро,   Собр. соч.).

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв