Фрагонар и влияние классиков

Игры сатиров. Офорт

Работы классиков не были для Фрагонара сводом канонических приемов. Он искал в их произведениях секрет передачи жизни, полной дви­жения, страсти и эмоциональной экспрессии. Натуар, директор академии в Риме, в 1759 году сообщал в Париж о неточности копий, выполняе­мых Фрагонаром, и о том, что у молодого живо­писца мало терпения, но много огня.

В пору, когда античное искусство вновь стано­вилось предметом подражания, Фрагонар нашел в нем один из источников художнического вдох­новения. Он срисовывал рельефы древних сарко­фагов, стремясь овладеть тайной волнующей жиз­ненности их образов, уловить их пленительный ритм, свободный и строгий.

В собственных импро­визациях на античные темы он тяготел к живой передаче эмоциональной полноты бытия. Таковы гравюры 60-х годов — вакхические сцены, в кото­рых чувственный экстаз овеян лирической нежно­стью, сочетающейся с грацией и остроумием. Утонченность делала восприятие античности не­полным, но все же классика помогала Фрагонару преодолевать манерность галантных пасторалей своего парижского учителя.

Восторг перед красотой природы, перед антич­ной и итальянской классикой художник делил с новыми друзьями — пейзажистом Гюбер Робером и аббатом Сен-Ноном, философом, любителем ис­кусств и гравером. Вместе с ними Фрагонар путе­шествовал по окрестностям Рима и Неаполя, рисуя виды парков. Взволнованные, бродили художники в садах виллы д'Эсте в Тиволи. Для них это было время удивительных творческих открытий. Богатство природы искало выражения в гибких, полнокровных и свободных графических формах. В эти годы возникли замечательные пей­зажные рисунки Фрагонара, полные воздуха и света. Передавая атмосферную дымку, игру сол­нечных лучей в аллеях, он вводил в рисунок нежные светотеневые переходы, овладевая воз­можностями техники размывки бистром или тушью.

Очень любил он в ту пору и технику сангины. Его ранние пейзажи отличаются некоторой необыч­ностью мотивов, эмоциональной приподнятостью; в них заметна иногда декоративная изысканность. Но в основе этих парковых пейзажей лежали реалистические тенденции. Это был первый круп­ный успех молодого художника.

Сады виллы д'Эсте в Тиволи. Сангина

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв