Трагизм мировосприятия Павла Федотова

«Сватовство майора»

Художественный опыт Павла Федотова достаточно уникален. Он самостоятельно освоил технику масляной живописи. В первых работах можно наблюдать комичность, а вот далее поражает трагизм произведений.

Самое знаменитое полотно Федотова «Сватовство майора». Журнальные отзывы в то время, а это был 1848 год, пестрели похвалами, предлагалось много денег меценатами. В поисках деталей и героев, художник обошел весь Петербург. Он даже под разными предлогами заходил в купеческие дома. Как ни странно, все нашлось в трактире, стены, люстра так и просились в картину. А купец встретился у Аничкова моста.

Федотов считается родоначальником русского жанра, до него такая вот жанровая живопись не выходила за порог мастерских.

О полотне «Игроки» долгое время никто не знал, оно было в частной коллекции. Это произведение даже не упоминали друзья художника. Конечно же, понять задумку мастера было в то время сложно, многие критики полагали, что произведение подчеркивает душевный недуг автора. Федотов же говорил о том, что идеал в жизни недостижим. Картины, на которых ничего нет, длинные тени, каменные позы людей, что-то гоголевское, инфернальное здесь. Красное освещение, благодаря свече, которая стоит за бутылкой. Интересная деталь, некоторые искусствоведы считают, что в средней раме находится зеркало, но никто из персонажей не отражается в нем, что странно.

 

Свежий кавалер

В поисках нужного лица для «Вдовушки» автор исходил все Смоленское кладбище. Тема показного благополучия изображенная в «Завтраке аристократа» не раз обыгрывалась в графических работах. Сюжет лежит на поверхности, обанкротившийся аристократ завтракает в своей комнате, заслышав чьи-то шаги, он кусок хлеба нарывает книгой.

В конце жизни Федотов сходил с ума. Бродит по улицам, заказывает себе гроб, раздает деньги. Некоторое время находится в психиатрической лечебнице, потом в казенной больнице. Пришел в себя только перед смертью, исповедался, причастился и умер.

Художника вел огромный талант, который заставлял бороться со стереотипами. Он видел глубоко и точно, искал постоянно идеал, а находил только суровую правду. Отчаявшись, он умер в тридцать семь лет. В его жизнь вторглось ощущение бессмысленности существования всего человечества, а Федотов был идеалистом. Такая катастрофа не прошла бесследно. Но картины мастера предсказали развитие русской живописи на десятилетия вперед.

Федотов

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв