Домье. Начало творчества

sebastini

Домье начал свою деятельность в 1830 годах, когда наиболее передовым художественным направлением был романтизм.
В 1827 году в своем знаменитом предисловии к драме «Кромвель» В. Гюго писал, что жизнь состоит из постоянной борьбы положительного и отрицательного, что искусство должно обращаться не только к прекрасному, но включать в свою сферу и безобразное, соединяя в себе драму и комедию, постоянно сталкивая великое и смешное, поэтическое и прозаическое, возвышенное и низменное, трагическое и гротескное, что прекрасное — это характерное.

Эти эстетические принципы были большим шагом вперед по отношению к учению классицизма о "прекрасном идеале", которое в условиях все более обострявшихся противоречий капиталистического общества воспринималось как уход от современности. Романтики поняли, что главным звеном в современном искусстве является драматическая коллизия, столкновение характеров, борьба противоположных начал. Лучшие представители романтической живописи художники Жерико и Делакруа уделяли драме главное внимание.

Однако искусство романтиков было обращено не к современности, а к далекому историческому прошлому. Поэтому они не сумели обособиться от многовековой традиции разделения изобразительного искусства на высокие и низкие жанры, согласно которой обыденная чувствительность трактовалась только в бытовой, портретной и пейзажной живописи, тогда как героические обобщающие образы создавались в историческом и мифологическом жанрах.

Дальнейшее развитие реализма требовало перенесения драматического конфликта из истории в современность и преодоления разрыва между жанрами. Для этого надо было подвергнуть критике слепое поклонение старине. Эти новые задачи легче всего было решить средствами гибкого искусства графики. Станковая живопись, при всех ее высоких достижениях гораздо более, чем графика, находилась под контролем официальных художественных учреждений буржуазного государства — жюри Салона и Академии поэтому не могла с полной свободой отражать все наиболее передовые устремления общества.
Перелистывая страницы журнала "Карикатюр", поражаешься цельности образов Домье. Как будто в грандиозном сатирическом обозрении предстают пред нами правители французского государства того времени. Шаркающей походкой престарелого денди проходит граф Орас Себастиани, полузакрыв глаза и брезгливо выпятив нижнюю губу.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв