Утверждение «Союза художников»

Северная деревня

15 февраля 1903 года на собрании мирискусников был решен вопрос о прекращении их выставок. 16 февраля в Петербурге в ресторане «Малоярославец» состоялось общее собрание петербургских и московских художников. Абрам Ефимович шел на Большую Морскую и нервничал оттого, что должен был встретиться с Бенуа. Он старался быть собранным и хладнокровным, чтобы тот не заметил его обиду и боль. Непроизвольно он замедлял шаг, так не хотелось этой встречи, но не приехать в Петербург он не мог — слишком важен был повод, по которому собирались. Личное следовало держать при себе. В конце концов будет не один. Из Москвы приехали еще Иванов, Переплетчиков, Остроухое.

Когда все собрались, Архипов понял, что лично с Бенуа он и слова не скажет, не до этого. Слишком много вопросов требовалось обсудить. Заседали несколько часов. Решили, кто из художников должен войти в новое общество, заключили договор об отказе от главенствующей роли Дягилева при организации выставок, постановили прекратить выпуск журнала «Мир искусства», утвердили проект устава «Союза», зачитанный Ивановым, и, главное,— комитет уговорились учредить в Москве. Вернувшись домой, москвичи некоторое время дорабатывали устав. Лето прервало их работу.

Осенью Переплетчиков объехал каждого с текстом Устава, который подписали все, кто ратовал за создание «Союза» в Москве и в Петербурге. На листе «Учредители общества «Союз художников» Архипов вывел свою подпись четвертым, после Иванова, Нестерова, Врубеля. За ним расписались Ап. Васнецов, Пастернак, Остроухое, Первухин, Переплетчиков и другие. Это было в конце 1903 года. В то же время Остроухое сообщил дочери Третьякова А. П. Боткиной: «Наш кружок послал заявление следующего содержания правлению передвижных выставок: мы, нижеподписавшиеся, выходим из состава Товарищества. Остроухое, Иванов, Архипов, Виноградов, Степанов, Ап. Васнецов, Первухин... А будут еще дальнейшие заявления Нестерова, Бакшеева и др.». Теперь они были свободны от чьих бы то ни было требований. Они имели свое общество, свой устав.

Летом этого же года Архипов снова был на Севере. Отдыхал душой от бурной их деятельности по образованию «Союза», писал новые этюды. Сюжеты брал все те же: «Северная деревня», «Купола», еще «Деревня». И на этих простых сюжетах совершенствовался в своей раскованной, сильной технике, наперекор совету Бенуа. Северные этюды писались им обычно в золотисто-коричневых или серовато-жемчужных тонах. Мазки шли разной величины, разных направлений, краски накладывал на полотно неравномерно, — где плотным, густым слоем, где тоньше, — навсегда отказавшись от живописной техники ранних работ с их гладкой поверхностью.

 

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв