Смоленский рынок и прачки

prachki

Смоленский рынок, многолюдный, многоликий, гудит неумолчно. Снуют взад-вперед хозяйки с корзинками, покрикивают торговки, скрипят телеги, шныряют оборванные мальчишки, в надежде стащить у какой-нибудь зазевавшейся бабы яблоко или лепешку. И среди этого разношерстного люда бродит Абрам Ефимович, выискивая сюжет или типаж для новой картины. Бродит давно, но пока что попусту. В трактирчики заходит, в ночлежки, в прочие убогие заведения Смоленского рынка. Кругом нищета. Масса сюжетов в духе Перова и В. Маковского, но он уже давно отошел от этого. Его кисти нужно иное. Что?

В задумчивости проходил мимо старого грязного строения. Из подвала пахнуло запахом пара и грязного белья. Спуститься? Посмотреть и здесь? Он спустился в подвал. Из низкого оконца лился тусклый свет. Женщины, молодые и старые, измученные тяжкой работой, склонились над корытами. Подвыпившие, в синяках, в грязных рубахах и юбках, со спущенными чулками, растрепанные. Жизнь совсем раздавила их, лишила женственности. Влажный пар клубами заволакивал мрачное помещение, живописно растекался в узкой полоске света.

Художник поймал себя на том, что не может оторвать взгляд от блестящего мокрого пола, от этого живописно клубящегося пара и усталых фигур. Ему стало не по себе: нашел живописное в этом аду грязных испарений, среди этих несчастных, загубленных нищетою и рабским трудом женщин. Он вышел на улицу. Жадно глотнул свежий воздух, двинулся домой, но картина, увиденная в подвале убогой прачечной, не давала покоя.

Пришло на ум: можно сделать очень живописно, и чем сильнее будет живопись, тем сильнее зазвучит тема. Нужно ли бояться красоты колорита при изображении мрачного? Ни в коем случае. Только живопись в истинном значении своем даст возможность создать настоящую картину, ту, о которой мечталось. Он думал об этом, придя домой. И на следующий день, едва проснувшись, снова был в прачечной Смоленского рынка.

Он ходил и ходил туда, много раз. Познакомился с женщинами. С трудом уговорил их, измученных, приходить к нему в мастерскую позировать, за плату, конечно. Усаживал их в углу мастерской, близком по освещению к тому, что видел в подвале. Работал, не жалея себя, самозабвенно, упоенно. В 1897-м начал писать и только в 1901-м выставил один из вариантов картины.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв