Секреты Архипова

Солнечные секреты Архипова

 

Абрам Ефимович послал картину «По реке Оке» сначала на периодическую выставку. Она сразу же привлекла внимание. Художники толпились перед ней, а когда появился Архипов, встретили его аплодисментами. Он принял их радостно, но уже спокойно, как должное, отчетливо понимая, что сделал шаг вперед.
- Как достиг такой прозрачности, чистоты ясного солнечного дня? — спрашивали наперебой, стараясь
понять, в чем секрет.
Архипов пожимал плечами. Как объяснить? Пожалуй, вот:
- Когда пишешь на солнце, и человек, и камень — все солнцем залито, ничего не вылезает, так и надо
писать.

Прислушивались, вновь смотрели, посылали других.

«Это было своего рода откровением, — вспоминала Н. В. Поленова. — Яркость, солнечность красок поражали, казалось, что это сама природа, поражала талантливость мастера. Мы бегали смотреть и наслаждаться; Архипов сразу определился и занял крепкое место в среде художников».

По совету художника Киселева Абрам Ефимович передал картину на XVIII передвижную выставку. Успех был огромный. Пресса отметила ее, как одну из лучших вещей. Стасов написал: «Архипов... выставил нынче картинку, по-моему, еще более замечательную: «По реке Оке». Вся картина писана прямо на солнце, что чувствуется прямо по всему, по каждой тени и блеску, по всему чудесному общему впечатлению... И как это все мастерски сгруппировано, правдиво, просто, но и живописно!»
Все восхищались изумительной цветовой гаммой и передачей солнечного освещения. Картина являла собой переход художника от темноватой, тональной живописи первых картин в духе старых передвижников к более богатой по колориту, пленэрной. Но художественный критик С. Глаголь, считая работу чуть ли не лучшей вещью выставки, упрекнул художника в том, что это скорее этюд, а не картина, и что там «нет одухотворяющей мысли».

 

Были и другие подобные отзывы. Абрам Ефимович много думал об этом, но все же не мог согласиться с критиками. Он сознательно придал картине характер случайно подсмотренной сцены, чтобы добиться непосредственности восприятия, действительно свойственной скорее этюду. В этом, на его взгляд, как раз и есть сила искусства. Да, он не остановился на остросоциальном сюжете.

Сюжет каждый выбирает по желанию. Для него «одухотворяющая» идея картины — в любви к родному народу, к русской природе, в показе слияния трудового крестьянства с природой. Эта идея, так явственно ощутимая здесь, продуманность композиции, огромная предварительная работа с этюдами и эскизами, наконец живописное решение — все дает право считать это произведение картиной.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв