Революционное время

Чаепитие

1917 год прокатился по России революционным ураганом. На улицах то и дело вспыхивали бои. «Варшавянка» и «Смело, товарищи, в ногу» властно врывались в окна домов. Митинги, лозунги, ораторы всех партий.

Попробуй разберись, кто прав. Кому должен поверить тихий художник, отдавший всю жизнь искусству, совсем далекий от общественной борьбы. Вопрос был жизненно важным. Нужно было выбирать свое место в новой жизни, свой путь.

Начал в этой сложной обстановке с того, что было близко ему и его друзьям-коллегам. Сразу после Февральской буржуазно-демократической революции вместе с Васнецовым, Коровиным, Пастернаком и другими членами «Союза русских художников» обратился с воззванием ко всем художникам Москвы собраться «для решения вопросов, связанных со служением искусству великой России в высокие дни ее свободы».

После Великой Октябрьской социалистической революции подписался под воззванием художников о сохранении Кремля, пострадавшего в дни октябрьских боев. С января 1918 года вошел в состав Комиссии охраны памятников искусства и старины при Московском Совете рабочих и солдатских депутатов. В то трудное время деятельность Комиссии была особенно важна.

«Погибнет памятник большого искусства, будет совершен непоправимый шаг, — говорилось в одном коллективном письме художников (среди которых был и Архипов), написанном, правда, значительно позже, но близком по духу подобным документам первых лет Советской власти. — Распыляя художественные ценности, мы уничтожаем наш моральный государственный фонд... Были случаи в истории человечества, когда в бури великих потрясений и переворотов стихия уничтожала великие произведения искусства, но гибель подобного рода памятников человечество воспринимает с величайшим сожалением». Это понимала вся передовая интеллигенция. И Архипов активно участвовал в работе Комиссии по охране памятников, спасшей много замечательных произведений. Словом, одним из первых начал, как тогда говорили, сотрудничать с Советской властью.

Иначе и не мог поступить он, сын крепостного крестьянина, всю жизнь тесно связанный со своим народом, певец русской деревни. Поначалу не слишком разбираясь в происходящих событиях, он с интересом и волнением следил за всем. Первые же декреты новой власти о земле и мире воспринял радостно, с облегчением. Красные транспаранты с лозунгами «Земля — крестьянам» и «Мир — народам» вселили уверенность— такие лозунги могла выдвинуть только правильная народная власть. Власть Советов. И пятидесятипятилетний художник, действительный член Академии с 1916 года, твердо понял, что будет на стороне этой новой власти.

Советы — новая власть — всячески оберегали художников. 10 апреля 1918 года Архипов получил «Свидетельство для беспрепятственного рисования, писания красками и фотографирования». Местному начальству везде предписывалось оказывать предъявителю сего документа всякое содействие во время его художественных занятий в поездках.

Уборка сена

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв