Победы на выставках

XVII Передвижная выставка открылась в  1889 году, и у Архипова и его друзей начались переживания иного рода: заметят ли их картины? Выставка занимала два этажа в доме Боткиной на Сергиевской улице, и было там представлено 183 картины пятидесяти четырех художников. Среди такого обилия полотен и маститых имен нетрудно затеряться неизвестному экспоненту. Но этого не случилось.

Архипова заметили. Пресса особенно отмечала его картину «На Волге». А потом пришло сообщение от Поленова о том, что эта вещь приобретена царской семьей. Конечно, для художника было бы важнее, если б полотно приобрел Третьяков, его внимание в глазах всего художественного мира значило много больше: Павел Михайлович для всех являлся главным художественным судьей. Но в этот раз выбор коллекционера пал на картины друзей Архипова. И Абрам Ефимович искренно радовался за них.

Не прошел незамеченным и «Деревенский иконописец», выставленный в том же  1889 году на IX периодической выставке картин Московского общества любителей художеств. Архипову была присуждена вторая премия.

А в октябре то же общество, во главе которого стоял Сергей Михайлович Третьяков, брат Павла Михайловича, организовало Первую выставку этюдов и рисунков.
Устройство такой выставки говорило об остром интересе к пленэрной живописи, к ее колористическим возможностям. Архипов, как и большинство молодых художников, особенно много усилий прилагал теперь к воспроизведению солнечного света, что требовало постоянной работы с этюдником на природе.

И если по установившимся академическим канонам этюд расценивался лишь как подсобный материал к картине, то для Архипова и его друзей он начал приобретать самостоятельную художественную ценность. Этюд давал ощущение непосредственности в передаче изображаемого момента, ощущение свежести и искренности.

Сделав за два лета множество этюдов, Абрам Ефимович отобрал пять из них на выставку: портреты стариков, мальчика и старухи, сидящей на берегу реки. Последний этюд казался ему особенно удачным по своей живописной манере. Шел октябрь. Снова начались волнения: примут ли?

Снова писала Наталья Поленова мужу: «Все молодое жалеет, что нет тут тебя, единственного друга и покровителя молодежи. Все это относительно этюдной выставки. Завтра Сергей Михайлович собирает комитет, а послезавтра — жюри. И тут ужасно обидно, что нет тебя. Сегодня были мы там. Отвезли, что у нас готово, и смотрели, что прислано. Наша молодежь вся двинулась. Архипов выставил прелестные вещи, Виноградов также».
Наталья Васильевна не преувеличивала. Молодежь действительно делала большие успехи.

Все работы, представленные Архиповым на выставку этюдов, были приняты.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв