Новый 1891

По реке Оке

Архипов показывать работы до выставок не любил. Долго никого не подпускал, пока сам не убеждался — больше ничего не добавишь. Сделал, что мог. «Абраша... пишет... большую сравнительно картину к передвижной — но картину еще не показывает... Воображаю, как это все чудесно», — сообщает Хруслову Виноградов. То же — в письме Киселева Хруслову об Архипове: «Большую картину для передвижной я еще не видал — не показывает».

И так постоянно. А уж когда работа не шла, и без того мало разговорчивый, он совсем становился угрюм, молчалив. Плохое настроение усугублялось вечным безденежьем. Уроки, рисунки для журналов и редкие заказы едва помогали.

Порой выручал Поленов. Как-то в момент полного безденежья достал он Архипову выгодный заказ — написать для какого-то полка портрет Александра II. Лицо царя Архипов писал по фотографии. Для того чтобы верно передать цвет кожи, взял, как вспоминал позже его врач и друг, профессор А. П. Ланговой, старика натурщика. Выписывая детали обстановки царского кабинета, пользовался вещами того же Лангового и его скромным письменным прибором.
Портрет царя принес деньги, но не удовлетворение.

Разве же это была настоящая работа! Он хандрил, но, сознавая, что из такого состояния может только сам себя вывести, вновь брался за карандаш и кисть, уезжал на этюды, в письмах советовал и Иванову не сидеть в Москве «в плохом состоянии духа». Писал ему в 1890 году из Спас-Клепиков: «Я положительно не ожидал, что так скверно проведу лето: безденежье все время было (говоря между нами), было возмутительное состояние духа, отвратительное, работал мало и плохо... Теперь несколько ожил, потому что получил заказ... Если не приеду в октябре в Москву, то пришлю тебе этюда 2—4 для ежегодной выставки — пристрой. А впрочем, стоит ли выставлять? Этюды-то уж очень того... ну да это видно будет потом...» Он был очень строг к себе. Неудачное уничтожал, не задумываясь, и вновь работал, работал.

Почти полгода, с весны до поздней осени, проводил в путешествиях по родной земле, делал бесконечное количество этюдов, совершенствуя технику и мастерство, подбирая материал для картин. Вернувшись, водружал на мольберт холст, расставлял рядом этюды и долго прикидывал, обдумывал, как подступиться к картине. В такое время никого к себе не пускал. Когда начинал писать, запирал мастерскую, оставался наедине с собой. На рождество и Новый год всегда делал перерыв. Эти праздники — только в компании друзей. Что может быть лучше шумной мужской пирушки, хождения из мастерской в мастерскую, из одного трактирчика в другой, веселой праздничной круговерти, бесконечных разговоров?! Именно так встречали и 1891-й. Рождественская Москва, заснеженная и принаряженная, полна народа. Кажется, все высыпали на улицу, делают праздничные закупки, наносят визиты. На Кузнецком не протолкнуться. Лавки и магазины полнятся товаром. Везде елочки, разукрашенные разноцветными фонариками, пахнет хвоей.

Настроение у Архипова отличное. Иванов и Виноградов в Москве. Сергей Васильевич, конечно, дома будет встречать, с женой. А они с Сергеем Виноградовым — по-холостяцки, вдвоем. Обо всем уже договорено. Ну, а Егору Моисеевичу пошлют в Киев телеграмму, потом Серега еще письмо отпишет, он любитель писать. И Виноградов исправно обо всем сообщал Хруслову 16 января: «Новый год встречали с Абрашей следующим образом: были у Корша, а потом в «России». Много было говорено на почве воспоминаний. В воскресенье были у Поленовых, потом в трактирчике Калгушкина (на Лубянской площ.). Были Абраша, Щербиновский, Костя Коровин и Апол. Васнецов — хороший очень парень. Оттуда к Архипову. Толковали много, до 8 час. утра — пили чай, немного спали, а потом поехали к Косте в мастерскую — были до ночи — в общем хорошо очень.

С Абрашей хотели на Новый год послать тебе телеграмму, но я потерял тебя из виду, ведь ты мне не писал последнее время... Архипов тебя целует». Ну и, конечно же, в этом письме и в последующих— о том, что всех их всегда интересует. «Абраша тот же флегма — кое-что работает». «Периодическая выставка порядочна — ученическая плоха».

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв