Цвет революции

Крестьянка в красном

С осени начались занятия в художественной школе, созданной еще раньше Бялыницким-Бирулей, Богдановым-Бельским и Моравовым. Ее преобразовали в училище под названием Государственные художественные мастерские.

Усадьба «Чайка» ожила. Повезло крестьянским ребятишкам. Их педагогами были теперь, кроме организаторов школы (уехал только Бялыницкий-Бируля), Архипов, Рождественский и Коровин — консультант по живописи.

В училище знакомились с живописью и прикладными искусствами — вышивкой, росписью мебели. Однажды устроили выставку работ. Крестьяне со всех окрестных деревень собрались посмотреть. Выставка очень понравилась, и в училище к маленьким мастерам стали поступать заказы.

Архипов нежно любил своих питомцев. В день занятий, подходя к «Чайке», он уже издали слышал радостные крики:
— Абрам Ефимович идет!
Он занимался с ребятами серьезно, как с большими. Сам в прошлом такой же босоногий деревенский малец, он прекрасно их понимал, и дети платили ему любовью.

Когда наступила зима, Архипов и Коровин решили остаться работать в «Чайке». Имея ассистентов в своих мастерских на Мясницкой, они могли бывать там лишь наездами. Да и тяжелые бытовые условия в Москве в годы гражданской войны заставили их принять это решение. В деревне было полегче и с едой, и с топливом.

Архипову же здесь было вдвойне приятно: деревню он любил всем существом своим, а в Свободных мастерских к тому же слишком усилилось влияние представителей чуждых ему направлений, что было не по душе и тяготило. До осени 1920 года он еще оставался главным мастером на Мясницкой, но потом ушел окончательно и до 1923-го жил и работал в Удомле.

Красные транспаранты, красные знамена, красные косынки, красные гвоздики в петлицах. Цвет революции.

На заводе

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв