Архиповские бабы

Девушка с кувшином

Список красных архиповских баб занял бы целые страницы. Все они, казалось, были фрагментами гигантского, пламенеющего, завораживающего полотна — «Красные крестьянки красной России».

Эти «бабы» не походили на малявинских. В них не было стихийности, разгульных, разрушительных, вырывающихся наружу страстей. Они источали спокойную, уверенную силу людей земли и труда. Чувствовалось, что художник сам любовался этими бодрыми женщинами. Молодел, глядя на них, и заставлял молодеть других.

Широкая кисть его свободно, радостно ходила по холсту. Абрам Ефимович писал портрет за портретом. Один за другим создавал он характерные национальные типы русских крестьянок новой деревни. Его волновал общий настрой людей молодой Республики, их оптимизм, их вера в будущее.

И красный цвет, полонивший его, был тоже характерной чертой нового. Каждое полотно являлось отражением личного, архиповского восприятия перемен, принесенных Великим Октябрем. Он так видел. Он восторженно обобщал эту всенародную энергию и радость, всеобщее горение. В стремлении создать характерное для эпохи Архипов как-то не сосредоточивался на конкретных образах. Очевидно, не ставил перед собой этой задачи.

Иногда, конечно, ему удавались индивидуальные характеристики. Но чаще в те годы его произведения смотрелись как пламенеющие декоративные панно, на которых лишь лица сохраняли объемность. Все остальное — фигуры, костюмы, фон — было условно. Форма растекалась, сминалась. А цвет, мощный, яркий, красный, победоносно горел, словно костер, зажженный в 1917-м.

Был ли в этом просчет или, может, свой смысл? Одни критиковали его, другие восторгались. Одни считали, что он тоже поддался новым веяниям в искусстве, другие называли его подлинно революционным художником. И время очень скоро подсказало, кто же более прав в этом споре.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв