Архипов и реализм в живописи

Баба в розовом

Могло ли это не польстить самолюбию стареющего художника, могло ли не ободрить? Архипов Абрам Ефимович был счастлив. Значит, нравится ученикам его живопись. Значит, хотят научиться писать, как он. Значит, нужен он новому молодому поколению Советской России!

Он внимательно просмотрел весь список кандидатов с указанием числа голосов, полученных на выборах. Порадовало, что ученики отдали предпочтение реалистическим художникам, и именно тем из них, кто обращал серьезное внимание на чисто живописную сторону своих работ.

Вслед за Архиповым они располагались в списке следующим образом: Машков — 78 голосов, Малютин — 72, Коровин — 66, Кончаловский — 34, П. Кузнецов — 33 и т. д. За Татлина проголосовало всего восемь человек, за Малевича — четыре. Самое меньшее число голосов получили Пастернак и Касаткин — по два. Они тоже были реалисты, но, на взгляд Архипова, слишком холодные, уделявшие мало внимания самой живописи.
Голосование прошло, но свои мастерские получили не только те, кто набрал большее количество голосов. Новое руководство решило все-таки предоставить право вести занятия художникам самых разных направлений. Теперь в здании на Мясницкой было 17 мастерских и соответственно 17 главных мастеров.

Архипов был самым старым преподавателем свободных мастерских, начавшим свою работу в Училище еще в 1894 году. Коровин преподавал с 1901-го, Малютин — с 1903-го. Заранее уже было решено, какие нужно учредить научные кафедры. Абрам Ефимович, как и другие главные мастера, сам разработал программу занятий. В его мастерской числилось наибольшее количество учеников — девяносто два.

Художник обратился к ученикам со следующими словами:
— Помните, искусство живописи — трудное искусство. Оно требует от человека большого напряжения, усердия и любви. Вы счастливее нас, стариков. Вам не надо пробивать себе дорогу к искусству сквозь лишения и нищету. Вам государство все дает. Цените это и помните, что вам надо отчитываться перед своим народом.

Во главу угла своего метода работы с учениками Архипов ставил рисование с «живой и мертвой натуры». Большое значение придавал линейному рисунку, позволявшему четко выявить анатомическое строение человека, перспективу, различные сложные ракурсы. Он по-прежнему старался почти ничего не поправлять своей кистью на ученических холстах, только подсказывал как бы общее направление в работе, боясь подавить творческую индивидуальность, навязывая свой метод.

Молодая крестьянка в красной кофте

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв